Рабочая программа воспитания

ПРИНЯТА:
на заседании педагогического Совета
МАДОУ МО Динской район
«Детский сад № 10»
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ МО Динской район
«Детский сад № 10»
____________Л.А. Анпилова
Приказ № 26-ПД от 29.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
муниципального образования
Динской район «Детский сад № 10»

ст. Нововеличковская
2023 г.

Рабочая программа воспитания (далее – РПВ)
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РПВ
Обязательная часть
Согласно п. 29.2 ФОП ДО, общая цель воспитания в ДОО - личностное
развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание
условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных
ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах
поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру
(природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами
и правилами.
Задачами воспитания в ДОО являются:
1) содействие развитию личности, основанному на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствование становлению нравственности, основанной на
духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3) создание условия для развития и реализации личностного
потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и
саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка
посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающих общностей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Цель: Обеспечение развития индивидуальности детей через общение,
игру, участие в исследовательской деятельности и других формах
активности, развитие общей культуры личности ребенка.
Главной задачей Программы является создание организационнопедагогических условий в части воспитания, личностного развития и
социализации детей дошкольного возраста.
В РПВ выделены следующие направления воспитания:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Содействовать
формированию
у
ребёнка Родина и природа
личностной позиции наследника традиций и
культуры, защитника Отечества и творца (созидателя),
ответственного за будущее своей страны.

СОДЕРЖАНИЕ
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
Работа
по
патриотическому
воспитанию
предполагает:
формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих
предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего
народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника»,
стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности
преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и
творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на
поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Воспитание любви к Малой Родине, к ее традициям, народам, культуре, природе и
самобытности. Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Формирование
способности
к
духовному Жизнь, милосердие, добро
развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
СОДЕРЖАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно- смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой
общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его
культурно-историческом и личностном аспектах.
Развитие духовно-нравственной личности дошкольников; а также становление
самостоятельности, целеустремлённости и саморегуляции собственных действий.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Формирование ценностного отношения детей к Семья, дружба, человек
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, сотрудничество
умения находить общий язык с другими людьми.

и

СОДЕРЖАНИЕ
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать
их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное

нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценности познания.

Познание
СОДЕРЖАНИЕ

Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.)

ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Формирование ценностного отношения детей к Жизнь и здоровье
здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни, организации сна, здорового питания, выстраивание
правильного режима дня;
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела, культурно-гигиенических навыках.

ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

Труд

СОДЕРЖАНИЕ
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны
труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует
формированию ответственности за свои действия.
Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду;
Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
Способствовать
становлению
ценностного отношения к красоте.

у

ЦЕННОСТИ
ребёнка Культура, красота

СОДЕРЖАНИЕ
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания
и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и
развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и
духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид
детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на
внутренний мир человека;

Согласно пп. 29.2.3.1., 29.2.3.2. ФОП ДО выделяются следующие
целевые ориентиры воспитания:
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Ценности

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий

Направление
воспитания

Ценности

Познавательное

Познание

Физическое
и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Целевые ориентиры
интерес
к
другим
детям
и
способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным
(свободным)
активным
действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Ценности

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.

Направление
воспитания

Ценности

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Целевые ориентиры
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу;
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности
и
в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РПВ
Уклад ДОО:
Цель и смысл деятельности
Целью ДОО является сохранение уникальности и
ДОО, её миссия
самоценности детства, как важного этапа в общем
развитии человека; создание оптимальных условий для
реализации образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Ценностными приоритетами детского сада,
определяющими его миссию, являются:
– здоровье воспитанников детского сада: «Здоровый
ребёнок – успешный ребёнок»;
– развивающая деятельность: «Чем разнообразнее
деятельность ребёнка, тем успешнее его развитие»;
– общение, как форма и средство развития и
социализации;
– приобщение к социокультурным и общечеловеческим
ценностям: «Через прекрасное – к человечному»;
– полноценное проживание ребёнком дошкольного
детства;
– сохранение единства образовательного пространства,
сотрудничество с семьёй.
Миссия детского сада: реализация права каждого
ребенка на качественное и доступное образование,
обеспечение
охраны
и
укрепления
здоровья
воспитанников, а так же условий для личностного
развития и проживания дошкольного детства, как
самоценного периода жизни.
Принципы жизни и воспитания
ДОО в своей работе опирается на принципы,
в ДОО
определенные в ФГОС ДО:
– принцип гуманизма (гуманности);
– принцип субъектности и личностно-центрированного
подхода;
– принцип интеграции образовательного процесса;
– принцип ценностного единства и совместности;
– принцип возрастосообразности;
– принцип
индивидуально-дифференцированного
подхода;
– принцип культуросообразности;
– принцип следования нравственному примеру;
– принцип безопасной жизнедеятельности;
– принцип совместной деятельности ребенка и
взрослого;
– принцип инклюзии;
– принцип уклада.
Образ ДОО, её особенности,
Детский сад расположен в центре станицы
символика, внешний имидж
Нововеличковской. Он функционирует с 1984 года, его
посещали уже несколько поколений станичников,
которые сейчас с радостью ведут сюда своих детей и
внуков. Детский сад в станице знают и любят, родители

Отношение к воспитанникам,
их
родителям
(законным
представителям), сотрудникам
и партнерам ДОО

Ключевые правила ДОО

Традиции и ритуалы, особые
нормы
этикета
в
ДОО
(достигаемые
ценности
воспитания)

уверенны в компетенции и профессионализме всех
сотрудников.
Удобное расположение даёт
возможность
привлекать ресурсы социального партнерства для
разностороннего развития наших воспитанников, их
социализации, а также совместно с семьями
воспитанников
разрабатывать
и
реализовывать
различные социальные проекты, акции и мероприятия
социально-значимого характера.
Территория МАДОУ благоустроена и хорошо
озеленена: оформлены клумбы, цветники,
аллеи
насаждений, имеются спортивная и игровые площадки,
зоны активного и тихого отдыха.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети
свободно ориентировались в созданной среде, имели
свободный доступ ко всем ее составляющим, умели
самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм
и правил пребывания в различных помещениях и
пользования материалами, оборудованием.
Для
комфортного
взаимодействия
всех
участников образовательных отношений в ДОО
разработаны: Положение о нормах профессиональной
этики, коллективный договор, Устав, правила
внутреннего трудового распорядка, родительский
договор. Данные документы регламентируют систему
коммуникаций,
стили
разрешения
конфликтов,
особенности межличностных отношений.
Детскому саду важно интегрировать семейное и
общественное дошкольное воспитание, сохранить
приоритет семейного воспитания, активнее привлекать
семьи к участию в образовательной деятельности. С
этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы и дискуссии, круглые столы,
применяются
средства
наглядной
пропаганды
(родительские
уголки,
тематические
стенды,
фотовыставки и др.), родители привлекаются к участию
в проведении праздников, развлечений, акций и др.
Помимо норм и правил, регламентирующих
взаимодействие сотрудников ДОО и родителей
(законных
представителей),
в
каждой
группе
разработаны свои правила. Правила совместной жизни
детей и взрослых составляются таким образом, чтобы
каждый чувствовал себя спокойно, надежно и
защищенно.
В ДОО регулярно организовываются совместные
с родителями мероприятия, приуроченные к праздникам
8 марта, новый год, день Матери, 23 февраля, День
Победы и др. А также традиционные мероприятия
детского сада, такие как Веселые старты, День пожилого
человека и т.д.
Начиная с младшего возраста, каждое утро
проводится «Утренний круг», общегрупповой ритуал

Особенности
РППС,
отражающие образ и ценности
ДОО

Социокультурный
контекст,
внешняя
социальная
и
культурная
среда
ДОО
(учитывает
этнокультурные,
конфессиональные
и
региональные особенности)

приветствия, перед сном чтение доброй сказки, а по
вечерам, с ребятами дошкольного возраста, проводится
«Карусель воспоминаний», где ребята вспоминают
прошедший день и обсуждают, какими событиями он
запомнился.
В ДОО организована РППС, которую можно
разделить на три группы:
– «от взрослого»: тематические выставки,
лэпбуки, картинные галереи, стенды, центры активности
и т.д.
– «от совместной деятельности ребенка и
взрослого»:
проектные
работы,
мастерские,
пространство для подвижных игр, атрибуты для
театральных и настольных игр, огород и т.д.
– «от ребенка»: ежедневные выставки детских
рисунков, поделок, постройки из конструктора и
подручных материалов, атрибуты для театральной
деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
оформление центров активности и т.д.
Детский сад находится в станице, коренные
жители которой хранят казачьи и православные
традиции. Наличие жителей иных национальностей и
вероисповеданий предполагает гибкое планирование
воспитательно-образовательной работы для
всех
участников образовательных отношений.

Воспитывающая среда ДОО
Условия для формирования
эмоционально-ценностного
отношения ребёнка к
окружающему миру, другим
людям, себе

Условия для обретения
ребёнком первичного опыта
деятельности и поступка в
соответствии с традиционными
ценностями российского
общества

В ДОО созданы следующие условия:
– «Огород без хлопот» – оформленные грядки для
выращивания различных культур;
– цветочные клумбы на каждом групповом участке;
– «Сад памяти» на территории;
– кормушки для птиц;
– организовано место сбора использованных батареек
«Друзья Земли»;
– взаимодействие с ГБУ СОКК «Динской КЦСОК», в
рамках которого ребята регулярно общаются с
пожилыми людьми, передают им рисунки и
поздравительные открытки;
– сотрудничество с «Инициативной группой по сбору и
передаче помощи военнослужащим, участвующим в
СВО», где ребята передают послания, рисунки для
бойцов, участвуют в сборе гуманитарной помощи.
Для приобщения детей к традиционным
ценностям российского народа в ДОО проводятся
различные
мероприятия,
направленные
на
формирование общечеловеческих ценностей, таких как
патриотизм,
равноправие,
семья,
помощь
нуждающимся.
Это и традиционные праздники, памятные даты,

Условия для становления
самостоятельности,
инициативности и творческого
взаимодействия в разных
детско-взрослых и детскодетских общностях, включая
разновозрастное детское
сообщество

а так же события, праздники и развлечения, проводимые
по инициативе воспитателей, родителей и детей
(подробнее см. Календарный план воспитательной
работы, стр. 78)
В каждой группе сформированы центры детской
активности. Количество и организация центров
варьируется в зависимости от возможностей помещения
и возраста детей. Планировка такова, что каждый
ребенок может найти место удобное для занятий и
комфортное для его эмоционального состояния. Это
позволяет детям, в соответствии с интересами и
желаниями, свободно заниматься одновременно
разными видами деятельности не мешая друг другу, и в
то же время позволяет объединяться подгруппами по
общим интересам.
В детском саду взаимодействие детей младшего
и старшего дошкольного возраста проводится по
следующим направлениям:
– игровая деятельность;
– театрализованная деятельность;
– помощь младшим детям в различных
режимных моментах.

Общности ДОО
В ДОО выделяются следующие общности:
 Педагог - дети,
 Родители (законные представители) - ребёнок (дети),
 Педагог - родители (законные представители).
 Дети-дети
 Педагог-педагог
 Родители
(законные
представители)
–
родители
представители)

(законные

Ценности и цели:
профессионального
сообщества
Ценность детства и каждого
ребенка как личности.
Цели: создание условий для
раскрытия
личностного
потенциала ребенка.

профессиональнородительского сообщества
Ценность
принятия
и
уважения.
Цель: вовлечение родителей в
процесс воспитания ребенка.

детско-взрослого
сообщества
Ценности
доверия,
дружбы,
ответственности
и
заботы.
Цель: равноправие и
партнерство взрослого и
ребенка.

Особенности организации всех общностей и их роль в процессе
воспитания детей:

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности разделяют те
ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности
такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники:
являются примером в формировании полноценных и
сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже
самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт
общения на основе чувства доброжелательности;
содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат
проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь
событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за
свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО
и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к
другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье
и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей
и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к

тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти
нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Особенности
обеспечения
возможности
разновозрастного
взаимодействия детей:
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми на прогулке, во время общих
мероприятий и праздников, на выездах за территорию детского сада, на
экскурсиях.
Это обеспечивает помимо подражания и приобретения нового опыта
послушания, опыт следования общим для всех правилам, нормам поведения
и традициям. Кроме этого, для старших детей отношения с младшими – это
возможность стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.
Задачи воспитания ДОО
Интегрированы в каждую образовательную область и отражены в п 2.1
Программы.
Работа с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения ДОО.
Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями
воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы.
События ДОО

проекты воспитательной направленности; праздники; общие
дела;

ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);

режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);

свободная игра;

свободная деятельность детей.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
К основным видам организации совместной деятельности в
образовательных ситуациях в ДОО относятся:

ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;

социальное моделирование, воспитывающая (проблемная)
ситуация, составление рассказов из личного опыта;

чтение
художественной
литературы
с
последующим
обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание
и чтение стихов наизусть;

разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация,
этюды-инсценировки;


рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций,
просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;

организация выставок (книг, репродукций картин, тематических
или авторских, детских поделок и тому подобное),

экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому
подобное), посещение спектаклей, выставок;

игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое
действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции
педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению,
поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды в ДОО предусматривает совместную деятельность педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по её
созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
 Знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО:
Герб РФ, флаг РФ, флаг края, флаг поселения, портрет президента РФ,
губернатора Краснодарского края;
 Компоненты среды, отражающие региональные этнографические и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО:
атрибуты кубанского быта для проведения тематических мероприятий;
фотогалерея «Моя Кубань», выставки сувениров «Путешествие по родному
краю», макет «Кубанский дворик», комплект наглядного пособия по
традиционной национальной одежде.
 Компоненты
среды,
отражающие
экологичность,
природосообразность и безопасность: настенный планшет «Погода» с
набором карточек, планшет «Мы дежурим» с набором карточек, серия
картинок «Времена года», «Животные», «Растения» и т.д., реалистичные
фигурки животных и птиц, атрибуты для игр из бросового материала,
сюжетные картинки «Безопасность», набор знаков «Дорожное движение».
 Компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения,
игры и совместной деятельности: оборудования для организации игровой
деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических
игр);
 Компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей: семейные фотоальбомы, атрибуты для
игр, созданные родителями, набор фигурок «Семья», книг и с
иллюстрациями, отражающие ценность семьи.
 Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
познавательного
развития,
экспериментирования,
освоения
новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного
познания, формирующие научную картину мира: наборы для наблюдения и
экспериментирования с объектами живой и неживой природы, с водой,

песком; наборы для обучения счету, наборы лото по различным тематикам и
т.д.
 Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта: комплект атрибутов для общеразвивающих
упражнений и подвижных игр; массажный коврик «Дорожка здоровья»,
серии картинок «Здоровье», «Полезная и вредная еда» плакаты
«Закаливание», и т.д.
 Компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность
погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа: изделия народного промысла,
набор карточек по народному ремесленному делу, набор из русских
шумовых инструментов, картотека подвижных и малоподвижных народных
игр, набор репродукций картин русских художников и иллюстрации к
художественным произведениям.
 Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и
государства: оборудование для организации детской трудовой деятельности в
помещении и на улице, комплекты приборов домашнего обихода, портреты
членов семей воспитанников представителей различных профессий, серии
картинок «Характерные виды работ и отдыха людей», костюмы для с/р игр
«Профессии».
При выборе материалов и игрушек для РППС ДОО ориентируется на
продукцию отечественных и территориальных производителей.
Социальное партнерство
В ближайшем окружении от детского сада находятся: МБОУ СОШ
№ 38, МБОУ СОШ № 30, поселковая библиотека, центр социального
обслуживания «Добродея», музыкальная школа, поликлиника, МАДОУ МО
Динской район «Детский сад № 9», Казачье общество, с которыми
заключены договора о социальном партнерстве (п. 3.5. Программы, стр. 65).
Такое удобное расположение даёт возможность привлекать ресурсы
социального
партнерства
для
разностороннего
развития
наших
воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными
организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать
различные социальные проекты, акции и мероприятия социально-значимого
характера.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РПВ
Кадровое обеспечение
В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала,
связанного осуществление воспитательной деятельности:
Должность

Функция

ответственного
Заведующий
детским садом









Старший воспитатель










Педагог-психолог






Воспитатель
Инструктор по
физической
культуре
Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед







управление воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
создание условий, позволяющих педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность;
формирование мотивации педагогов к участию в разработке
и реализации разнообразных образовательных и социально
значимых проектов;
организационно-координационная работа при проведении
общесадовских воспитательных мероприятий;
регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ;
стимулирование активной воспитательной деятельности
педагогов.
планирование, организация, реализация, обеспечение
воспитательной деятельности;
повышение квалификации педагогов ДОУ в сфере
воспитания привлечение специалистов других организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и
других) к воспитательной деятельности;
проведение анализа итогов воспитательной деятельности в
ДОУ за учебный год;
планирование воспитательной деятельность в ДОУ на
учебный год, включая календарный план воспитательной
работы;
информирование о наличии возможностей для участия
педагогов в воспитательной деятельности;
наполнение сайта ДОУ информацией о воспитательной
деятельности;
участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и
т.д.;
организационно-методическое
сопровождение
воспитательной
деятельности педагогических инициатив.
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
осуществление
социологических
исследований
обучающихся;
организация и проведение различных видов воспитательной
работы.
обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа,
физической культурой;
формирование у обучающихся активной гражданской
позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей
в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ;
организация работы по формированию общей культуры
будущего школьника;
внедрение здорового образа жизни;
внедрение в практику воспитательной деятельности
научных достижений, новых технологий образовательного
процесса;


Младший
воспитатель




организация участия обучающихся в мероприятиях,
проводимых
районными,
городскими
и
другими
структурами в рамках воспитательной деятельности;
совместно
с
воспитателем
обеспечивает
занятие
обучающихся творчеством, трудовой деятельностью;
участвует в организации работы по формированию общей
культуры будущего школьника.

Нормативно-методическое обеспечение
Для реализации РПВ в ДОО
используется
практическое
руководство
«Воспитателю
о
воспитании», представленное в
открытом доступе в электронной
форме
на
платформе
институтвоспитания.рф

В ДОО приняты следующие управленческие решения, связанные с
осуществлением воспитательной деятельности:
Содержание
Внесение изменений в должностные
инструкции педагогов по вопросам
воспитательной деятельности
Договоры о сотрудничестве с социальными
партнерами
Изменения в программе развития ДОО
Изменения в ВСОКО ДОО

Данные локального акта ДОО
Приказ № 97-ОД от 01.09.2023 г.
Приказ № 25-ПД от 25.08.2023 г.
Приказ № 27-ПД от 30.08.2023 г.
Приказ № 27-ПД от 30.08.2023 г.

Требования к условиям работы с особыми категориями детей
ДОО готово принять любого ребёнка независимо от его особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы особые условия воспитания для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с
ООП:
1) возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются
особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем
личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития
ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом

необходимости развития личности ребёнка, создание условий для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному
развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации,
сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и
эмоционального благополучия;
4) доступность
воспитательных
мероприятий,
совместных
и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного
воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».